Несколько раз с февраля прошлого года обращался к теме «онлайн» и «офлайн» при проведении фокус-групп на политическую тематику. Первые итоги 2021 уже можно подводить. Политики хотят, чтобы их имидж строили с помощью нас, незаметных опросных тружеников, социологов. Правила большой электоральной и политической игры требуют рейтингов, но вот легитимность по-настоящему нужна – это валюта политика, его капитал, который может как прирастать, так и тратиться.
К радости модератора многие заказчики хотят дискуссий по классическому образцу: круглый стол, живое общение, клуб или столовая, библиотека или школьный класс. Проезжаем мимо «Бурановских бабушек», приветственно сигналим, слушаем бесплатную лекцию о лингвистическом и культурном своеобразии любых «здешних мест» и фотографируем тайгу.
Однако, что же произошло позитивного? Изменилось представление о групповой динамике. Раньше многим казалось, что коллективный разум участников дискуссий проявляется в спонтанном говорении. Часть модераторов находила, что надо поощрять все спонтанные высказывания, ограничивая только самых активных, природных лидеров, которые своим авторитетом и красноречием «забивают» остальных.
Беседы через экран монитора показали, что даже в группах с довольно строгой очередностью высказываний (а спонтанных выступлений стало меньше в разы, такова реальность «сети») за групповой динамикой надо следить и ее культивировать. Надо, чтобы остальные слушали говорящего, и все время формулировали свое отношение к услышанному, даже если свое мнение долгое время приходится держать при себе: в экран не очень то прокричишь, что согласен или не согласен, жесты толком незаметны, и надо ждать пока модератор соизволит обратиться.
В ход идут новые сюжеты: «Если вас не спросили о чем то важном, то все равно скажите об этом, когда дойдет очередь»; «Давайте все запомним этот сюжет»; «Смотрите как интересно, может кто-то чуть позже захочет развить эту тему?». Все эти коммуникативные «отсылки» оказываются эффективными, работают! Испытываешь удовлетворение, когда кто-то на группе говорит: «Меня не спросили, а мне есть что сказать!». «Раз есть, то говори, дорогой мой человек, цепляй тогда других, впрыскивай адреналин в мировое интернет пространство или в живую аудиторию».
По мои понятиям офлайн группы тоже изменились под воздействием опыта общения в интернете. Мы стали чаще копировать свое сетевое поведение. Мы меньше ценим полемику среди респондентов, чаще говорим: «Стройте фразу, так, что вы спорите с мнением, а не с человеком». Кроме того, все больше респондентов копируют на «офлайн» группе сетевые навыки – они ведут себя так, как если бы были в сети – более внимательно слушают, стараются не перебивать. Культура масс растет, так сказать.
В жизни всегда так, что-то теряем, что-то находим. А в целом все к лучшему.